+1 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Православный мир

Администратор блога: Администратор
Бог к лентяям не приходит!
""



Один знакомый мне священник рассказал эту анекдотичную историю. Приходит к нему женщина и говорит:

– Батюшка, у меня кран течет, помолитесь.

Он отвечает:

– А чего тут молиться, тут нужно… Муж есть?

– Я вдова.

– Нужно сантехника вызвать, мы вам можем помочь деньгами. Ну какая молитва тут над краном? Нужно, чтобы пришел сантехник и исправил, отремонтировал этот кран!

Анекдот, да и только. Но на самом деле не такой уж анекдот. Это, знаете ли, такое типичное явление – попытки решать одни вопросы с помощью влияния из другой сферы. Вот об этом я и хотел сказать несколько слов.

Человек – многоликое существо. У него есть невидимое и видимое, нетленное и тленное, вечное и временное. Есть в нем и скотоподобное, и богоподобное. Вот такая жуткая смесь рождает ту странность, с которой мы смотрим сами на себя и друг на друга. Если глубже вникать, то мы найдем в человеке три части, а именно дух, душу и тело. Апостол Павел говорит: ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23). Ну телесное – это понятно. А душевное и духовное? Как их разделить?

Духовное – это то, что рвет нас к Небу, то, что заставляет нас прощать, терпеть, смиряться, молиться, любить и преодолевать себя. А вот душевное – это то, что не заставляет нас преодолевать себя, оно призвано больше ублажать себя. Это попеть, почитать, поплясать, одеться, покушать, разнообразить свой быт, эстетически оформить интерьер своего дома. Это душевное. Это не животное, это не телесное, а душевное, но не духовное.

Ошибаются те, кто называет духовными проявлениями человека, например, посещение театра, любовь к оперному пению… Это не духовные вещи, они к Небу нас не тянут и лучше нас не делают. Они утончают душевное восприятие, помогают задуматься иногда о чем-то, дают пищу для размышлений, где-то подталкивают человека к чему-то, к решению каких-то вопросов, но ответы на эти вопросы находятся как раз в сфере духовного, а не душевного. Так вот, мы, люди, будучи троякими (духовно-душевно-телесными), постоянно путаем, какие болезни чем лечить.



Человеку нужно свою часть работы сделать,

а потом ждать милости от Бога, но не раньше.

Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь,

то даром ты ее ждешь, Бог к лентяям не приходит.



Вот пример из психиатрии, когда всех людей, которые имели какие-то психические отклонения, лечили таблетками, электрошоком, различными зондами и т. д. Это теперь мы знаем, что есть проблемы психосоматические, то есть телесные болезни, отразившиеся на психике. А есть вещи абсолютно телесного измерения. Раньше этого не понимали, а еще раньше не понимали другого и всех психически больных считали бесноватыми – раз он ненормальный, значит, в нем бес. Надо надеть ему на шею цепь и привязать к стенке, затем читать по нему Псалтирь. Это вторая крайность.

Вот сегодня мы немножко поумнели и понимаем, что это разные вещи. А вот лечить несвойственным лекарством болезнь из другой сферы – это очень опасно, неприятно, глупо и досадно. Если вернуться к примеру, когда женщина хотела, чтобы батюшка молился над ее текущим краном, то мы тоже так часто поступаем.

Вы знаете, человеку нужно свою часть работы сделать, а потом ждать милости от Бога, но не раньше. Свое сделай, а потом жди милости. Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь, то даром ты ее ждешь, Бог к лентяям не приходит.

Суворов, например, молился перед боем, перед какой-либо важной битвой, такой, что у него там сил было раз в пять меньше, чем у противника. При этом он не ранее на молитву становился, нежели все войска осмотрит. Сначала всем даст конкретную задачу, всех научит, всех подбодрит, все, что нужно, спросит, проверит, сух ли порох, наточен ли штык, хорошо ли укреплены флеши. Только после этого, за пятнадцать минут до боя, он уходил в свою палаточную церковь, становился на колени и усердно молился Богу – Дарователю побед – о ниспослании победы, но не прежде того.

То есть ты свое сделай, а потом уже жди милости от Бога. Мы же поступаем иначе, мы пренебрегаем душевным и сразу рвемся в духовное. Мы и телесным пренебрегаем, а сразу рвемся в духовное.

Взять, к примеру, воспитание детей. Мы молимся. Сколько наших бедных мамочек стоят на коленках перед Богом, и дома, и в церкви молятся. А ведь воспитание – это же не только духовный процесс, это процесс духовно-телесно-душевный. Нужно общаться с детьми, разговаривать с ними. Нужно, чтобы они выговаривали свое сердечное тебе, а ты давала им с высоты своего житейского опыта мудрые, тихие и кроткие советы.

Это касается и супружеской жизни. Что толку, например, жене молиться о муже или мужу о жене, если рвутся отношения, и рвутся серьезно, так страшно рвутся, раскалываются?! Что толку молиться тогда, когда многие вещи до этого не сделаны? Получается, люди долгое время не общались, у него свои интересы, у нее свои, у нее свои мухи в котлетах, у него свои. Они как-то охладели, разошлись далеко, а когда разрыв вдруг обозначился, стало страшно, тогда стали молиться. А нужно еще до того как молиться, многие вещи сделать.


Ты дело свое делай и не думай,

что Бог за тебя все сделает.

Он нам дал много задач.


Потому что Бог вместо нас эти вещи делать не будет, братья и сестры, это очень важно понять. Он всесилен, но не насилен, Он делает все, что в Его власти, что Он захочет, но только то, что не нарушает нашей свободы. Поэтому мы должны с вами краны ремонтировать сами, дороги мостить сами, бордюры красить сами и многое другое делать сами, и в отношениях между людьми мы должны делать сами многое.

Лишь когда мы сами сделали все, что могли, только потом можем сказать: «Все, Господи, дальше я уже не могу, дальше уже Твое дело, потому что это уже не в моей власти!» – вот тогда молись Богу, и Бог добавит тебе, покроет крышей построенный дом, закончит то, что ты начал. И это будет правильно.

В нашем народе есть прекрасная мудрая пословица: «Береженого Бог бережет». Это не значит, что надо лезть напропалую, очертя голову, перекрестившись, куда попало, нет. Ты берегись, и береженого Бог сбережет. Есть много других подобных пословиц, скажем: «На Бога надейся и сам не плошай». То есть ты делай, а Господь поможет.

Мне кажется это очень важным, потому что мы делимся на два лагеря, противоположных друг другу. Есть одни очень активные люди, которые никогда не молятся. Они думают: «Это мои мозги, мои деньги, мои связи сделали это». Как царь Навуходоносор ходил по палатам своего дворца и говорил: «Я сделал это!» Господь наказал его за гордость – он упал на коленки и ел солому, как вол, и три года не разговаривал. Я бы поостерег людей, которые думают: «Я это сделал!» Вот такие слишком активные, не молящиеся Богу люди – это первая крайность: «Это мое, это я сделал…» Это очень страшное, опасное состояние.

Существует и другая крайность. Есть такие богомольцы, считающие: «Я помолюсь, и яичница сама изжарится. Я буду молиться, значит, будет то-то, то-то и то-то». Это обидная вторая крайность, тем более опасная, что такому богомольцу можно еще и веру потерять: если вдруг его планы с Божиими планами не совпадут, то он начнет обижаться на Господа. «Я так молился, а Господь не дал мне того, что я просил!» Начнет такой человек обижаться и от веры отпадет. Такие случаи бывают во множестве.

Рассказывал мне один благочестивый человек про женщину, которая в советские годы пела в хоре, на старости лет заболела раком и обиделась на Бога. Мол, как это так? Я всю жизнь молилась… Она прямо так и говорила: «Я всю жизнь была такая хорошая, только мужа своего знала, в церкви работала. Это за что мне рак теперь?» И вы знаете, умерла она без молитвы, без сознательного ухода в вечность на встречу с воскресшим Господом Иисусом. Какая-то гордость в ней, как гниль, затаилась и потом пробилась, прорвала ее на старости лет, невинного, святого человека, казалось бы.

Так что, дорогие христиане, надо разбираться в нашей жизни, знаете ли. Надо делать, как говорила черепаха Тортилла. Помните: «Драться нужно? Так дерись… Строить надо? Строй! Болеешь? Так лечись! Терпеть надо? Терпи!» Ты дело свое делай и не думай, что Бог за тебя все сделает. Он нам дал много задач.

У Лескова есть интересный рассказ, где генерал приходит для инспекции в кавалерийскую часть, а там фураж плохой у лошадей. Он говорит:

– Почему фураж плохой?

– Да вот… интенданты не поспешили, – отвечает лейтенант, – эти не подвезли да вот те…

– Сейчас начнете валить, – ответил генерал, – интенданты на прапорщиков, прапорщики на командиров, командиры на Господа Бога! А Господь Бог вам не конюх, чтобы фуражом заниматься!


Дай нам Бог, чтобы мы пожили еще хоть немножко,

чтобы хоть чему-то доброму научиться!


Так, несколько дерзко сказано, по-военному, но очень правильно, братья и сестры. Потому что все, что вокруг нас, Бог нам подарил под нашу ответственность, и если что-нибудь ломается, течет, гниет, валится, хлюпает, чавкает, не едет… Это мы виноваты, и нужно закатать рукава, а потом уже молиться. А мы этого часто не понимаем и поэтому страдаем. Надо это понять и исправляться, вразумляться. И дай нам Бог, чтобы мы пожили еще хоть немножко, чтобы хоть чему-то доброму научиться!


Андрей Ткачев
Могила Старца Антония (село Ундоры, Ульяновский район)
""


Пожалуй, нет такого человека в селе Ундоры, который не почитал или не слышал о местном блаженном старце и покровители ундоровской земли Антонии.

Родился Антон Петрович Шувалов в 1870 году, и уже первое чудесное знамение произошло в церкви: когда младенца омывали в чаше с водой, вода засияла золотым светом. Несмотря на то, что родители его были простыми неграмотными людьми, семилетний Антон научился неведомо как читать церковные книги, с которыми он подолгу уходил в лес. Даже зимой он не отрывался от чтения духовной литературы, создавав в лесу из снега подобие храма и расставив внутри иконки.

О святости Антона заговорили еще в его молодости, когда в Ундоры заглянул святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Выйдя на пристань, великий праведник осенил крестным знамением местность и произнес: «Счастливое, благословенное село! Оно прославится по всему земному шару – человек здесь живет хороший: старец, великий Чудотворец!». В молодости Антоний пешком ходил по многим святым местах и добирался даже до Иерусалима. После одного из путешествий Антоний подарил ундоровской церкви икону Козельщанской Божией Матери. Антоний с молодости имел дар прозорливости и исцеления : он легко предсказывал стихийные бедствия, определял болезни постигшие земляков и лечил их при помощи молитвы.

После того, как сгорел его дом, советские власти запретили ему строить новый, и Антоний вырыл себе землянку, в которой и жил и зимой, и летом. Тогда власти убрали неудобного старца в тюрьму, но и там он лечил людей. А после того, как помог найти корову, украденную у начальника, его вообще отпустили. За свою жизнь Антоний сделал огромное количество исцелений, и мнгие его чудеса были собраны в книгу «Раб Божий старец Антоний Ундоровский. Жизнеописание». Умер он в 1942 году и захоронен на местном кладбище.

А перед смертью завещал: «Вот я умру, а вы приходите ко мне на могилку и говорите со мной, как с живым…Кто придет ко мне и от чистого сердца, попросит – помогу». И тысячи людей со всей страны приходят на могилку старца Антония, просят о помощи и получают ее.


""


""


""


""


""


""



Дмитрий ИЛЮШИН
Екатерина Васильева: «Привяжите себя к Богу»
""


Она – народная артистка. Вот так просто – народная, и все. Ее любят в России, Белоруссии, Украине, Молдавии, ее любят в Грузии, Армении, Прибалтике… Народ ее любит. Не за то, что она сыграла в ставших повсеместно известными фильмах, а за то, КАК она в них сыграла! Эти ее роли!..

…Но внутренне она не ощущает себя народной. Внутренне она скорее ощущает себя мамой православного священника. Наверное, она может спокойно сказать об этом и в обыденном разговоре, но на самом деле для нее это очень сокровенно, задушевно. Потому что она, будучи верующим человеком, будучи христианкой, совершено по-другому все воспринимает. Да, это ее сын! Но это еще и батюшка…


– Ваш сын – священник. Отец Димитрий Рощин служит в храме священномученика Антипы. Это он вас привел в Церковь, или же вы своими духовными трудами вселили в него Веру во Христа? – С этого вопроса началось мое интервью с заслуженной артисткой РСФСР, казначеем храма во имя священномученика Антипы в Колымажном переулке Екатериной Сергеевной Васильевой.


– Мы вместе возрастали духовно – мать и сын. Когда я познакомилась с отцом Владимиром Волгиным[1], сыну было 7 лет, мне 35. Стараниями батюшки, его молитвами началась наша новая, духовная жизнь. Отец Владимир стал нашим духовником. Он говорил мне, что моя обязанность, как матери, воспитать сына христианином. Но для этого мало одних только слов, нужно ДЕЛО. Нужно стать ребенку примером.

Я каждый день наблюдаю, как родители приносят или приводят своих детей в храм приобщить Тела и Крови Христовых. Преимущественно это одни и те же люди. И большинство из них сами не причащаются. И, может быть, даже никогда и не причащались! Вы же знаете, батюшка, эту ситуацию. Я думаю, что это происходит во многих храмах. Но это неправильно. В этом есть что-то нехристианское. Причащают – чтобы не болел, чтобы телесно укреплялся, быстро набирал в весе и росте, хорошо учился, был удачлив… О духовной жизни не думают. Они ее подменили заботой о телесном здоровье ребенка и собственном душевном комфорте: дескать, мы выполнили свой долг! Ни о какой духовности здесь речи не идет.

А дети очень чутки. Они все замечают, даже если взрослые думают, что ребенок в силу своего возраста что-то недопонимает, не обращает на это внимание. Все понимает! Если не умом, то сердцем. И когда такие дети подрастут, многие из них не будут ходить в храм, потому что к тому времени уже не будут ходить в храм и их родители, которые причащали своих детей только для того, чтобы их чада росли здоровыми.

Необходимо духовное возрастание всей семьи. Причащаться должны все – и родители, и дети. Причащаться – для того, чтобы соединиться со Христом, показать Ему, что мы верим Ему и готовы идти за Ним до конца, как Он это нам и заповедовал.

Конечно, во всем есть Промысел Божий. И в том, что мы с сыном обрели великого (не побоюсь этого слова) духовника – отца Владимира, который помог нам понять смысл Веры. Что могло бы быть с нами без его духовных наставлений и молитвенной помощи – порой, страшно себе представить. Мы как на дрожжах возрастали на его духоносных молитвах.


– К огромному сожалению, институт духовничества сегодня находится в упадке. Люди, которые приходят в церковь, зачастую даже не предполагают, что без духовного водительства непросто выстоять в духовной жизни, поскольку «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет., 5,8).

– Духовное наставничество и послушание – это первое, что мы получили, придя в Церковь. (Какая в этом все-таки милость Божия к нам, грешным!) А ведь помимо нашего дорогого батюшки, мы много общались и с отцом Иоанном Крестьянкиным[2] – духовником отца Владимира Волгина. Мы нередко сопровождали нашего батюшку в его частых поездках к отцу Иоанну в Печоры, и не только видели их отношения, но и многому учились. Это такая школа для нас! Отец Владимир по своему глубокому смирению, не всегда сразу отвечал на вопросы своих духовных чад, откладывал ответы на потом, пока не посоветуется со своим духовником. Поэтому я всегда всем говорю: « Ищите своего духовного отца». Нужно молиться Богу, чтобы Господь в этом помог. Иначе легко сбиться с пути, заплутать, впасть в прелесть. Не дай Господь!

– Я помню, как когда-то газеты сообщили о том, что вы якобы ушли в монастырь...

– Когда в начале 90-х начали писать о церкви, священниках, церковной жизни вообще, то журналисты мало что в этом понимали. Даже сегодня многим из них не знакомы простейшие церковные понятия, они путаются в терминологии, не понимают смысла Литургии, могут спутать ее с Всенощным бдением. Что уж говорить о тех годах! Услышали, что я поехала в монастырь помолиться и потрудиться во Славу Божию, и сразу бросились писать – «Екатерина Васильева ушла в монастырь!» С тех пор прошло много лет, но люди до сих пор думают, что я постриглась в монахини, и часто недоумевают, когда видят меня в кино, по телевидению, в театре: «Неужели Васильева оставила монастырь?!» Поверьте, батюшка, это такое тяжкое искушение – и для меня, и для людей.

Недавно я была в Крыму, и поехала в Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь. По преданию на этом месте произошла мученическая кончина святой Параскевы Римской, и здесь забил святой источник. В честь этой святой названа моя внучка, она родилась как раз в день памяти преподобномученицы Параскевы Римской, 8 августа. Это первый ребенок отца Димитрия с матушкой, и назвали они ее по святцам. У нас в стране эту святую мало кто тогда знал, и если детей называли Прасковьями, то как правило в честь святой Параскевы Пятницы.

Так вот в этом монастыре я встретилась с женщиной – дородной и румяной красавицей Марией. Она выходила из монастырской трапезной, увидела меня, разулыбалась, подошла, стала с любовью расспрашивать, какими судьбами я здесь. Я ответила, что здесь сейчас работаю, играю… Нужно было видеть как расстроилась Мария, как вмиг она спала с лица. Но я расстроилась еще больше. И до сих пор расстраиваюсь. До слез.


– Помоги вам Господь… Вот вы справедливо отметили, что не все могут отличить Литургию от Всенощного бдения, не понимают, что они означают. Но многие также не понимают, чем занимается, к примеру, казначей в храме. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь, трудясь казначеем в церкви?

– Ну, казначей – это человек, который имеет дело с финансами. Уж не знаю, по каким качествам назначают казначеями в других приходах, а меня назначили, чтобы я добывала средства для восстановления, строительства и благоукрашения нашего храма. А денег нужно немеренно! Здесь нельзя тяп-ляп! Нужно чтобы было на века. Чтобы внешний облик храма и его убранство соответствовали внутреннему содержанию совершающегося в нем богослужения. Чтобы было действительно во славу Божию!

Конечно, я подписываю все необходимые финансовые бумаги, но главным образом я «хожу с лицом» по всей Москве и прошу денег. Шучу по этому поводу: если мне когда-нибудь будут ставить памятник, то пусть ваяют меня с протянутой рукой.

Всем кажется, что именно их послушание самое тяжелое. Вот и я тоже так считаю. Мне очень непросто. Конечно, на моем пути встречается много добрых и отзывчивых людей, которые если и сами не помогут, то посоветуют, к кому лучше обратиться, да еще и протеже составят. С другой стороны далеко не все готовы дать деньги на церковь. У меня были очень хорошие, дружеские отношения с некоторыми известными людьми, которые – уверена! – если бы я попросила у них денег для себя, дали бы не задумываясь. Но поскольку они знают, что я буду просить денег на храм, то стали слегка сторониться меня.


– Екатерина Сергеевна, как вы относитесь к происходящей либерализации нашего общества? Считаете ли это благом или, напротив, злом?

– По натуре я человек консервативный! Я очень переживала крушение империи, была сильно напугана демократией, которая «несет свободу». Свобода в понимании этих людей – это так страшно! Но нет худа без добра: начала возрождаться религиозная жизнь, Православие стало обретать силу. В этом есть свой положительный момент.

– А что значит свобода в вашем понимании?

– Господь говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:31,32). То есть свободным может быть только верующий в Бога человек, заботящийся о своем спасении. Такой человек свободен от греха, пороков, страстей, низменных привязанностей. Господь дает ему свободу от этого рабства.

– Добавлю – земного рабства! Но мы выбираем рабство Божие. Помню, в школе учителя нам говорили: «Как это религиозные люди могут называть себя рабами? Где же их человеческая гордость? Мы – не рабы, рабы – не мы!» Бедные! Они не представляли, какое это блаженство – быть рабами Божиими, рабами Того Господина, Который ради нас пошел на крестную смерть. И при этом они не догадывались, что сами тоже являются рабами, но отнюдь не Божиими, так как, проповедуя атеизм, работают на главного Его противника – сатану. «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19), – говорит Апостол. Побежден пороком – служишь пороку, побежден добродетелью – служишь добродетели.

– Да-да, батюшка, и совместить никак невозможно, ибо, по слову Господа, «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (богатству)” (Матф.6:24).

– Вы, конечно, слышали о ювенальной юстиции, которую мечтают внедрить в России приспешники Запада. Сегодня критические высказывания в адрес ЮЮ можно прочитать или увидеть исключительно в православных средствах массовой информации. В так называемых светских изданиях – ни слова! Или только хорошее. Как о покойнике. Вот таковы реалии сегодняшнего дня – все, о чем бы ни говорили православные христиане, сильно раздражает мир. И те, кто работает на этот мир, порой готовы идти насмерть, чтобы только люди не услышали голоса Церкви.

– Ювенальная юстиция… Это ужасно! Я всегда говорю: не надо обольщаться, нас никто в покое не оставит. Идет третья мировая война. Только брань эта – духовная. И враг – как всегда! – сильный и страшный. Ювенальная юстиция – это одно из оружий массового поражения, которое применяет враг в отношении России. Это оружие направлено на уничтожении пятой заповеди Закона Божией: почитай отца твоего и мать твою. Но что говорит апостол Иаков? Он говорит, что если человек нарушит хотя бы одну заповедь Закона, он становится преступником закона и виновным во всем! Не убивал, не грабил, не прелюбодействовал, но выказал непочитание родителям и стал преступником во всем…

Когда я была на лечении в Швейцарии, ко мне в гости приезжала одна русская эмигрантка с младшим сыном. Мальчику было семь лет, и вел он себя… как бы это помягче сказать… ну очень вольно. На мой вопрос, почему она позволяет ему так себя вести, женщина ответила, что здесь так положено… Я спросила о ее старшем сыне, которому на тот момент было 16 лет. Она сказала, что юноша все-таки жил в России, и он другой. И что же! Прошло совсем немного времени, и я узнаю, что этот самый юноша вызвал полицию, чтобы полицейские задержали его мать за то, что она, будучи у себя дома, сказала его девушке, чтобы та шла домой, поскольку уже поздно. Вот вам и хваленая демократия. Вот вам и хваленая ювенальная юстиция. Только дьявол мог такое придумать! Абсолютно уверена в том, что ювенальная юстиция в нашей стране должна быть запрещена.

Подростковый возраст очень тяжелый, он сулит родителям много неожиданностей. Взрослым нужно к нему готовиться. В этот период ребенку требуется особое внимание, особое отношение, нужно набраться терпения и покрывать все родительской любовью. Но если в семейные отношения начнет вмешиваться ювенальная юстиция, если ее представители начнут внушать ребенку, что он может не слушать родителей, что он «право имеет», что закон всегда на его стороне, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это духовное растление и опустошение человека.


– В случае принятия ювенальной юстиции, закон будет вынужден защищать новоявленные права наркоманов, воришек, бездельников, хулиганов. Они станут тем более неуправляемыми! И там, где раньше можно было бы справиться окриком, подзатыльником, ремнем, наконец, теперь нужно будет обходиться одними увещеваниями. А что из этого выйдет? Как в басне Крылова «Кот и повар»: «А Васька слушает, да ест!» …

…Екатерина Сергеевна, я знаю, что вы родственница Антона Семеновича Макаренко. Насколько близко вы состояли с ним в родстве?


– Это мой двоюродный дед – родной брат деда. Дед был белогвардейским офицером, и они с бабушкой должны были уехать из страны. Но во время страшной давки при эвакуации, потеряли друг друга. Они крепко-крепко держались за руки, но толпа разлучила их. Бабушка к тому времени уже была беременна моей мамой. Антон Семенович помогал бабушке, а когда родилась мама, то он занялся ее воспитанием. Многие удивляются, как он мог возвращать к нормальной жизни беспризорников, которые тогда были не чета нашим, современным. Настоящие убийцы! Только любовь способна их преобразить. По-видимому, у Антона Семеновича ее было сполна. Его родители были религиозными людьми. И он несомненно впитал Православную Веру с молоком матери. Потому что только Верой можно перевоспитать таких людей. Верой и… тяжким трудом. И Господь хранил его. Вы только представьте, работать в учреждении, подчиненном ГПУ, и не быть членом партии! Как такое возможно? В те-то времена!

– Что бы вы посоветовали людям, вроде бы и готовым прийти в Церковь, но которым «все что-то, да мешает это сделать».

– Идите в храм! Верите – не верите – идите в храм! Выбросьте из головы все, что вам пели в уши неверующие люди, или люди, которые утверждают, что у них «Бог в душе». Не слушайте никого. Себя слушайте, прислушивайтесь к своему сердцу.

Вам говорят, что христианская жизнь скучная и постная? Уверяю вас, она живая и счастливая. У нас каждый день праздник! Как-то звонит мне знакомая: «Ну видела я вашу Пасху. Что же в ней такого веселого?» А другая вышла с пасхальной службы с тихим ликованием в сердце. Потому что Пасха – это Праздник праздников и на самом деле одно сплошное ликование. Только нужно прийти в храм не с предубеждением, а с раскрытым сердцем.

Вы родились и живете в православной стране, вас окружает православная культура, и вы ее чувствуете, потому что она вам родная. За тысячелетие в сердцевине страны ничего не изменилось. Страна была и остается православной. Поэтому идите в храм, там вы узнаете, что от вас хочет Бог. Вы узнаете это очень быстро, потому что, по слову христианского писателя, философа и богослова Тертуллиана, душа человека по природе своей христианка. Постепенно внутри вас выстроится духовная система координат. Нельзя идти на поводу у других. Привяжите себя к Богу!


– Спаси Господи!


С Екатериной Васильевой беседовал протоиерей Александр Новопашин
Кому подавать милостыню?..
""



Часто это вопрос возникает в среде, как верующих, так и неверующих людей. Часто его задают священникам. Мне, по крайней мере, часто задают.

Что можно на него ответить?

Христос говорил:

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
(Лк. 6:30)

В Священном Писании о милостыне сказано:

«Милостыня есть богатый дар для всех кто творит ее пред Всевышним» (Тов.4:11)
«Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни» (Тов.12:7-10).

Поэтому, следуя словам Христа, стараюсь, чтобы у меня в кармане всегда имелась горсть мелочи.

Люди просят милостыню по разным причинам. Кто-то по нужде, а кто-то по корысти. Но не нам их судить.Наше дело подавать. Господу важно видеть реакцию нашего сердца. И для Господа, на мой взгляд, важен сам факт подачи милостыни, нежели ее количество в денежном эквиваленте. Священник Александр Ельчанинов писал: «Суть дела не в поступках, словах, действиях, а в том, чем наполнено твое сердце».

Поучительную историю о своем опыте рассказал писатель Сергей Довлатов:

«Раньше я не всегда им подавал. А теперь подаю. Всем без исключения.

На меня очень сильно подействовал рассказ Тараса Шевченко, записанный в его дневнике. Рассказ такой:

«Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу - плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня, - заканчивает Шевченко, - я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...» (Сергей Довлатов. «Марш одиноких»).

Так, что каждый решает по мере своей совести и средств.А насколько эта мера соответствует тому, что хотел от нас Бог, поставив перед нами человека просящего, мыузнаем только когда встретимся с Ним. Не ошибиться бы...




Священник Сергий Чечаничев
Увидеть икону кончиками пальцев

Как незрячим людям помогают ощутить полноту церковной жизни


""



Уже несколько лет в России действует уникальный благотворительный проект «Увидеть икону». Его авторы — супруги Олег и Виктория Зон. Православные храмы, в первую очередь те, где окормляют слепых людей, получают в дар резные иконы. С помощью осязания слабовидящие люди могут «увидеть» образ, что открывает для них полноту церковной жизни.

Сегодня рельефные иконы для слепых людей, созданные скульптором Олегом Зоном по заказам благотворителей, есть уже в 22 храмах России, в том числе в Крыму, в Ярославской области, в Воронеже, в Подмосковье. Две в Москве: одна в храме Христа Спасителя — икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», другая в храме Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине — образ Спасителя.


Под покровительством преподобного Сергия


Начался проект в 2014 году, когда отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Тогда Олег — выпускник художественно-промышленного колледжа им. Васнецова — преподнёс в дар Донскому монастырю свои первые резные иконы — преподобного Сергия и Донскую икону Божией Матери. А наместник монастыря игумен Парамон (Голубка) предложил передать иконы в Казанский храм села Пучково в Троицком районе (Новая Москва), где окормляют слепоглухих людей. Так было положено начало уникальному проекту.

Скульптор говорит, что всегда ощущал особое покровительство преподобного Сергия. В детстве Олег жил с бабушкой в Хотькове, где приняли постриг и упокоились родители Сергия Радонежского — праведные Кирилл и Мария. Тогда, в шестилетнем возрасте, Олега крестили в Троице-Сергиевой лавре. С тех пор на протяжении многих лет лавра остаётся для него местом притяжения, куда он с семьёй постоянно приезжает — за благословением и вдохновением.


Почему Матрона открыла глаза


При создании рельефной иконы для слабовидящих людей нужно учитывать осязательные возможности человека. Икона должна быть большой — от 50-70 см, чтобы незрячему человеку было проще ощутить изображение. Также нежелательно вырезать очень мелкие детали, например цветы, листья, чтобы не усложнять восприятие иконы кончиками пальцев.

Свой собственный подход есть и у Олега Зон. Так, традиционно на иконе «Всех Скорбящих Радость» вокруг Пресвятой Богородицы изображают людей, страдающих от недугов и скорбей. Однако скульптор решил создать радостный образ — без скорбящих людей, — акцентируя внимание на источнике Радости — Пресвятой Богородице. Из таких же побуждений Олег изображает на резных иконах святую праведную Матрону Московскую с открытыми глазами, ведь там, в вечной жизни, все совершенны.

На изготовление тактильной иконы каждый раз требуется разное время — от двух недель до двух-трёх месяцев. Сроки зависят от размера иконы и сложности композиции. Например, недавно на икону размером 110х95 см у скульп­тора ушло почти три месяца.


Напитавшись благодати


Одна из резных икон святой Матронушки в 2015 году отправилась в дом слепоглухих в селе Пучково Троицкого района (Новая Москва).

— Её изготовление нам заказал благотворитель, а передавали ему икону в Покровском монастыре, где был отслужен молебен у мощей святой старицы, — рассказывает Виктория Зон. — После этого по желанию благотворителя икона должна была отправиться в Пучково. И вот в течение пяти дней — до поездки в дом слепоглухих — нам разрешили оставить икону в монастыре рядом с мощами! Как потом сказал настоятель Казанского храма в Пучкове, «напитавшись благодати, икона отправляется в дом слепоглухих».


Они даже пахнут вкусно


Участники благотворительного проекта «Увидеть икону» — священники, педагоги, сотрудники организаций, помогающие людям с ограниченными возможностями здоровья, — уверены, что тактильное ощущение иконы нужно не только незрячим людям.

— Физическое прикосновение к сакральному нужно всем нам, здоровым и немощным, взрослым и детям, — говорит куратор проекта. — Когда мы передавали иконы Матронушки, в монастыре была девочка с синдромом Дауна, так она прямо обнимала икону. Тактильные иконы в храме — это фактор его доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Владыка Парамон первым сказал, что иконы можно и нужно трогать, особенно наши иконы: они даже пахнут вкусно, так как покрыты натуральным воском.




Православие.Ru
ПРИТЧА-РАССКАЗ «НЕ ХОЧУ БЫТЬ ВЕРУЮЩЕЙ»
""




- Мама, я не хочу быть верующей! Хочу быть, как все! - сказала своей маме после школы первоклассница Алёнка.

- Почему? - спросила её мама.

- Потому что надо мной все смеются. Мне от этого хочется плакать. Если ты не разрешишь мне быть неверующей, я не пойду больше в школу!

- Хорошо. Давай поговорим, а потом выбирай сама. Договорились?

Алёнка согласно кивнула и села рядом с мамой. И мама начала рассказывать:

- Доченька, когда тебе было всего пять месяцев, ты тяжело заболела. Пять месяцев - это очень мало. Ты только училась сидеть и носила совсем маленькие штанишки и рубашечки. Мы с папой много плакали. Мы так не хотели, чтобы ты умерла, наша первая дочка, наша крошка. А врачи говорили, что тебя не вылечить. Мы с тобой лежали в больнице. В твои маленькие тоненькие ручки врачи то и дело вставляли иглы капельниц. Когда ты задыхалась, тебе давали кислородную подушку и делали множество всяких уколов. Я была в отчаянии. Жизнь отступала от тебя с каждым часом. И вот однажды ночью, когда ты снова металась и плакала, я, измученная, встала на колени, как когда-то очень давно учила меня моя старенькая бабушка, и взмолилась: "Господи, если Ты есть, если Ты существуешь в этом мире, спаси мою дочку! Исцели её! Сделай это чудо, Господи! О, я этого никогда не забуду!"

Потом я ещё долго плакала, стоя на коленях, и в моё сердце вливался покой. Я вспоминала своё детство, верующую бабушку, её рассказы о Христе, её простые молитвы. Мне никто не мог помочь. Никто не мог спасти тебя, кроме Него - Иисуса. И, знаешь, Алёнка, Он это сделал.

После этой моей первой в жизни молитвы ты крепко заснула. А через некоторое время, на удивление всем врачам, тебя, совсем здоровую, выписали из больницы домой. Я же и папа были самыми счастливыми людьми на свете. Мы всем и всюду говорили, что сделал для нас Господь. Врач, который лечил тебя, признался, что перестал быть атеистом. Вот так, дочка.

С тех пор мы очень любим Господа, Который совершил это чудо, Теперь решай, Алёнка: верующей тебе расти или нет. Подумай, что сделал для тебя Иисус, как Он любит тебя. Стоит ли забывать об этом ради кого-то? Ты уже большая, сама должна всё решать. А я пойду готовить обед.

Когда мама вновь вернулась в комнату Алёнки, девочка стояла на коленях и шептала:
- Иисус! Прости меня! Пожалуйста, прости! Я не знала, что Ты так много сделал для меня. Я хочу быть всегда верующей, Господи!


Православная Русь
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

День празднования:

Январь 06 (по ст.стилю)

Январь 19 (по нов.стилю)

""


Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Крестившагося
от Иоанна
в водах Иорданских.



Господь наш Иисус Христос, по возвращении своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божьим и «первосвященником великим, прошедшим небеса» (Евр.4:14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста. В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Матерью, сначала при мнимом отце Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним плотнической работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас научить трудолюбию (Лк.3:23). Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни и наступало время Его Божественного явления народу Израильскому, то, как говорит Евангелие, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), – глагол, посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию. Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33).

Итак Иоанн, внимая глаголу Божьему, ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3; ср Лк.3:4). И выходила к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи (Мк.1:5). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него (Мф.3:13). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря:«идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:7–8). После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе.

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет «взыграл радостно» во чреве матери своей (Лк.1:44), потому и сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15).

Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божьи, как будто бы Иисус говорил так: «поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна – относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту». Крещение же Иоанново также было Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне» (Ин.1:33). Кто же посылал? Очевидно, Сам Бог: «был – сказано в Евангелии, – глагол Божий к Иоанну» (Лк.3:2). И еще потому крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, – по словам Златоуста и Феофилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем же возрасте – времени полного раскрытия сил мужских – человек подчиняется златолюбию, тщеславию, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то Христос Господь медлил принятием крещение до этого возраста, дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов.

После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе тот не исповедовал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов не был задержан в воде, и потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф.3:16).

Когда же Господь выходил из воды, над Ним отверзлись небеса, блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя сошел на Крестившегося Господа. Подобно тому, как в дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на окончание потопа греховного. А в виде голубя святой Дух явился потому, что эта птица чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего смрадного: так и Святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от человека, пресмыкающегося в смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой сходил, как голубь, на Христа Иисуса с неба, то слышался глас говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). И ему подобает слава и держава во веки веков.

Аминь.


Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

ПРАЗДНОВАНИЕ:

Декабрь 25 (по ст.стилю)

Январь 07 (по нов.стилю)

""


Рождество Христово (Гал.4:4–7; Мф.2:1–12) Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св.Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост –некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите»* и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом – и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!

Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его – обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более – беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.

Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется; всякий, свободно вздыхая, говорит: Слава Тебе, Господи!

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, – пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!

Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» – не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос Спас мира».
Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостию и нехотящими знать других радостей, но «не вси сущие от Израиля... – Израиль» (Рим.9:6). Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:«укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши!» (ср. Ис.1:14, Ам.5:21) И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, т. е. одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» (Пс.50:6)...

Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.


Мысли свт.Феофана Затворника
Пенсионерка в одиночку строит православный храм
""


Издалека в деревне Кузьмино Приморского района видно возводимое здание храма Введение Пресвятой Богородицы. Строит его уроженка этой деревни Надежда Вишнякова (Прудова). Знает ее в Княжестрово, пожалуй, каждый. Это пожилая женщина - настоящий подвижник, самоотверженный человек, целиком отдающий себя великому делу.

Несколько лет назад Надежда Яковлевна приходила к епископу вместе с матушкой Афанасией из деревни Ершовка. Во время этой встречи она и получила благословение восстанавливать молитвенный дом.

Храм 16 века сгорел в деревне в 1986 году. По словам Надежды Яковлевны, потеряли храм, потому что утратили веру. В январе 2002 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона Надежда Яковлевна начала восстановление молитвенного дома. Некоторые иконы для молитвенного дома были привезены даже из Иерусалима. Образ Вседержителя, икона Великомученицы Екатерины и священномученника Власия мироточили.

В молитвенный дом ходят порядка 30 прихожан, в летнее время их число увеличивается: приезжают городские жители, чувствуют здесь благодать и возвращаются вновь. В начале их окормлял иерей Вячеслав из Лявли, теперь батюшка протоирей Владимир из Архангельского кафедрального собора.

В 2009 году епископ Тихон дал благословение на строительство и самого храма. Сначала хотели делать его небольшим, но после видения Надежды и недельной молитвы иерея Вячеслава стало ясно – храм нужно строить именно таким, каким был прежде.

Сейчас возведены стены, собирают деньги на осьмерик, бревна для крыши, главный купол, два других уже есть. Колокола заказала местная прихожанка Людмила. Большую помощь Надежде оказывает ее семья – трое детей, четверо внуков и брат Георгий. Местные жители, приезжие люди жертвуют деньги. Каждый день вокруг храма совершается крестный ход.

Надежда Яковлевна рада любой помощи, готова встретиться с откликнувшимися людьми. К восстановлению храма она подходит со всей ответственностью, в том числе и к людям, которые жертвуют деньги: с собой тяжеленная сумка с фотографиями строящегося храма, план храма с написанным на нем благословением епископа, платежные документы о затраченных средствах. Сама Надежда с «кружкой» собирала деньги, стоя у Архангельского кафедрального собора.

Задумайтесь, возможно ли вам построить храм? У этой невысокой пожилой женщины с седыми волосами и голубыми как небо глазами есть силы на его возведение. А у вас есть возможность помочь в строительстве: выделить посильную помощь из своих средств и вложиться в великое дело, которое каждый день совершает эта маленькая сильная женщина.

- Я буду рада помощи, - говорит Надежда Виноградова. – Думаю, что люди откликнутся…

Телефон Надежды Яковлевны:

8-960-019-50-77


News29.ru
"НА КОГО ВОЗЗРЮ"
""


Какая простая, крепкая, детская вера в Бога была у моей бабушки!.. Из святых она особенно почитала святителя Николая Угодника, помощи у которого испрашивала перед каждым делом.

Мы жили на Орловщине. Храма у нас в селе не было – его разрушили; везде царило безбожие, но бабушка старалась неукоснительно соблюдать церковный уклад. Накануне больших праздников и в субботу вечером она всегда откладывала все дела и зажигала лампадку перед иконой. Скорбела, если домашние работали в святой вечер. В воскресенье никогда не завтракала, ждала, пока в церквах закончится Литургия. «Батюшка еще не выпустил народ», – говорила она нам, а сама читала Евангелие или Псалтирь. Перед тем, как стать на молитву, бабушка всегда надевала специальный платочек – чистый и беленький, никогда не приступала к чтению святых книг в том платке, в котором спала или работала, – такое она имела благоговение.

Ближайший храм был далеко, поэтому причащалась бабушка очень редко, раз в год – на Пасху. Обычно к Великому Четвергу она уезжала в то село, где была действующая церковь, и возвращалась в Светлое Воскресенье. Когда мама стала директором школы, бабушке пришлось снять единственную в доме маленькую иконку, потому что кто-то написал кляузу в РОНО, и к нам нагрянули с проверкой. Но бабушка ничуть не пороптала, не приуныла. Спрятала свои иконочку и Псалтирь и доставала только на время молитвы.

Несмотря на атеистический дурман советских лет, она всегда помнила о Боге и боялась малейшего греха. Как-то они с мамой шли через огороды и та, увидев у кого-то много хороших дынь, захотела сорвать одну из них на семена. «Зачем брать без спросу? Ты спроси, и тебе дадут», – сказала бабушка.

Поразительно, что, будучи верующим человеком, она никогда не упрекала нас в безверии, в том, что не соблюдали посты, ходили в клуб на танцы… Только иногда, качая головой, говорила с болью: «В такой праздник…»

Бабушка не поучала нас, не проповедовала словами, но исповедовала Православие своим смирением. Мы тогда не понимали ее. Случалось, например, постом кто-то из нас готовил обед на всю семью и заправлял его тушенкой или добавлял мясо в бульон. Бабушка не сетовала, не укоряла, а просто отказывалась от мясного, перекусывала хлебом с квасом и шла работать дальше по хозяйству. Зато если кому-то из нас предстояло какое-то важное дело – дальняя дорога, экзамен и т.д., – мы никогда не забывали попросить: «Бабушка, помолись!»

Бабушка имела крепкое упование на Господа, и Господь изливал на нее Свою милость. Ярче других запомнился такой случай.

Однажды нам пришла телеграмма из Краснодара с известием о смерти родственника без указания адреса, где он жил. Бабушка адреса тоже не знала, однако засобиралась в дорогу. «Как же ты найдешь нужное место? Такой большой город!» – охала мама. Но бабушка ответила: «Ничего, Николай Угодничек не оставит». Так и уехала. В Краснодаре сошла с поезда на перрон и молится: «Святитель Николушка, доведи, родненький!» Тут же около вокзала на трамвайной остановке увидала женщин в черных платочках. Пошла за ними, села в трамвай: «Здравствуйте, у вас покойничек? У меня тоже. Вы случайно моего покойничка не знаете?» Из разговора выяснилось, что эти «случайные» первые встречные ехали хоронить именно бабушкиного родственника… «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!»

Благодаря бабушке в семье сохранилась вера. И после ее смерти все мы постепенно стали приходить к Православию, воцерковляться.

Только сейчас я понимаю, что бабушка вела внимательнейшую внутреннюю жизнь, скрытую от наших взоров. А тогда она казалась мне простой, обычной бабушкой. И таких «обычных», ничем не примечательных бабушек в нашей России были сотни тысяч! А в их сердцах, так же неприметно для окружающих, ровным пламенем продолжала гореть неугасимая лампада веры Православной, питающей наш русский народ, без которой мы обречены на гибель как нация.

Особенно вспоминается это тихое бабушкино исповедничество веры, когда сегодня слышишь о том, что русскому народу нужны некие безчисленные миссионеры-богословы, что, мол, Русская Церковь должна стать «современной, молодежной», перестать быть «Церковью бабушек».

Нет, не нужны нам такие проповедники. Наши скромные бабушки – «белые платочки» – сохранили для нас веру, пронеся ее через безбожное лихолетье. Они, необразованные по современным меркам, очищали свои души соблюдением заповедей Господних, усвоенных от своих богобоязненных родителей и духовных наставников, так что никакое уклонение от истинного пути, никакое ядовитое новшество никогда бы не приняли сердцем…

«На кого воззрю, – говорит Господь, – токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих». Такая жизнь и есть истинное миссионерство и достойный пример для подражания.



Татьяна МИХАЛЕВА

Доска почета

Наталья Шкунова
+30
Бог никогда нам не пошлёт креста, Которого нам не по силам вынести...
Администратор
+15
Алексей Блискунов
0
Счастливое детство!

Корзина

Ваша корзина сейчас пуста.