Навечерие Рождества Христова. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

5 января 2015 - Наталья Шкунова
article164.jpg

 

 

 

 

 

День предпразднования:

Декабрь24 (по ст.стилю)

Январь 06 (по нов.стилю)

 

 

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

 

 

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

 

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».



 

 

Тропарь НАВЕЧЕРИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата,
вертеп Царице показашеся.
Христос раждается
прежде падший воскресити образ.

 

 
Кондак НАВЕЧЕРИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

глас 3:

Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно;
ликуй, вселенная, услышавши,
прослави со Ангелы и пастырьми
хотящаго явитися Отроча Младо,
Превечнаго Бога.


 

 

 

Проповедь игумена Никона (Воробьева)

Предрождественские мысли

«Уготовься срести Бога Твоего, Израилю» (Ам.4:12).

Можно ли вспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши и своего убранства?

Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отроча и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия?

Можно ли вспомнить бегство во Египет, и не почувствовать мужества к перенесению несправедливостей мира?

Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших:

1) «Любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим и к Нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).

2) Апостол Павел пишет к Ефесеям (Еф.3:14, 16–17): «Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам, по богатству Славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши».

3) Апостол Павел болезновал о Галатийских христианах, «дoндеже вообразится Христос в них» (Гал.4:19).

4) О себе же Апостол Павел говорил (Гал.2:20): «Живу не к тому аз, но живет во мне Христос». Если так, то ясно, как мы должны уготовиться к встрече Господа Иисуса Христа.



 

 

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.

О колебании неба и земли


Мк.10:2-12

Евр.12:25-26, 13:22-25




Сравнив силу и значение Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел обращается к своим слушателям с предостережением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес». Оказывается, Тот, кто некогда говорил в громе и огне и в трубном звуке, так что «слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр.12:19), – говорил «на земле». А тот, кто был подобен обычному человеку, до кого можно было дотронуться, – оказывается, говорил «с небес»!

Это – как явление Бога пророку Илии. Ему было сказано: будет «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар.19:11-12).

Видя грозные явления, мы ожидаем и суровых повелений. Но сравним, что говорилось тогда, и что потом. Например, о браке, и о возможности его расторжения. В огне и буре было позволено «писать разводное письмо и разводиться». А сейчас, в «веянии тихого ветра», сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Оказывается, когда мыслим Бога выше самых высоких гор и страшнее всех стихий, Он для нас еще на земле, и мы мыслим еще по-земному. Когда Бог в огне и трясении земли, то это – снисхождение к нам, к нашему жестокосердию. Но когда мыслим «в веянии тихого ветра», то и сами поднимаемся до неба, и небо стремительно приближается к нам.

И еще Апостол пишет, что если тогда Бог «поколебал землю», то потом дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». О первом колебании говорит книга «Исход»: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел не нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18).

А о втором – в книге Пророка Аггея «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:6-7). И какова же цель этого второго колебания? – Апостол объясняет: «Слова «еще раз» означают изменение колеблемого», «чтобы пребыло непоколебимое».

Может быть, как встряхивают сосуд, чтобы плотнее уложилось его содержимое, так и все колебания неба и земли, все содрогания природы и народов, тел и душ. Чтобы все, некогда сдвинутое с места человеческим грехом, встало бы, наконец, на свое твердое, определенное Богом место, и стало бы навеки непоколебимым. Земля и небо, люди и духи, бесы и Ангелы, праведники и грешники, – чтобы все пришло туда, куда упорно стремится.

Ощущение этих колебаний должно вселять в нас радостную надежду, что не вечно будем пребывать во лжи, висеть над пропастью, сидеть на двух стульях, разрываться между Богом и мамоной. Веяние тихого ветра довершит то, с чем не смогла справиться буря. И «мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:27-29).

«Прошу вас, братия, примите сие слово увещания».

 

 

 

Притча дня


Не в деньгах счастье

 

Послушник спросил у старца:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

И то, что названо, не исчерпывает список.

 


 

 

Цитата дня

 

 Современный человек очень часто борется не с христианским взглядом на жизнь, а со своими представлениями об этих взглядах.



 

 

Как встретить праздник?

«Не было им места в гостинице»
(Лк.2:7)


Вспомним трогательный рассказ о Рождестве Христовом и проникнемся чувством глубокого духовного значения этого величайшего события. Не нашлось места в гостинице для Того, Кто пришел спасти человечество, Кто был Сын Божий и Царь мира!
   

Наплыв в Вифлееме был слишком велик, все спешили туда для того, что казалось им самым важным в эту минуту, и это вытеснило из их среды Самого Спасителя! Приближаясь к воспоминаниям о величайшем событии христианского мира и готовясь встретить праздник Рождества Христова, не дадим земным заботам заглушить главное в нашем сердце, дадим в нем первое место нашему Спасителю, примем Его в свое сердце с тою любовью, которая стремится помочь и утешить, облегчить жизнь наших братьев.
   

Среди шума житейской суеты, сопровождающей обыкновенно большие праздники, будем постоянно иметь перед глазами образ Божественного Младенца, чтобы нельзя было сказать, что у нас Ему не нашлось места! И во имя Его будем творить добро, отложив земные заботы.

 

                                     

 

http://www.youtube.com/watch?v=3NqY6sU0b_Y

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 967 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Корзина

Ваша корзина сейчас пуста.